Отдел ресурсов и торговли является самостоятельным структурным подразделением Департамента по хлебопродуктам, основными задачами которого являются:
- Организация работы по проведению конкурсов на поставку зерна для республиканских государственных нужд, обеспечение контроля за заключением договоров поставок зерна по результатам проведения конкурсов.
- Осуществление контроля за закупкой (поступлением) зерна на кормовые цели предприятиями хлебопродуктов.
- Разработка балансов государственных ресурсов зерна и продуктов его переработки, принятие мер для изыскания дополнительных источников пополнения товарных запасов зерна и его завоза в республику, осуществление контроля за экспортно-импортными операциями предприятий Департамента по хлебопродуктам.
- Руководство и контроль, за работой организаций подчиненных Департаменту по хлебопродуктам и предприятий по обеспечению в установленном порядке поставок зерна, муки и крупы потребителям по выделенным фондам при соблюдении нарядовой и фондовой дисциплины.
- Контроль за выполнением предприятиями заседаний Совета Министров Республики Беларусь по закладке хлебопродуктов в государственный материальный резерв и обеспечение контроля совместно с РУ «Государственная хлебная инспекция», за их количественно-качественной сохранностью.
- Руководство и контроль за работой организаций подчиненных Департаменту по хлебопродуктам по обеспечению заданий по отгрузке зерна для мельничных, крупяных и комбикормовых предприятий и его использование на выработку крупы, муки и комбикормов.
- Осуществление контроля, за выполнением показателей по экспорту и импорту предприятиями Департамента по хлебопродуктам.
- Руководство и контроль, за работой фирменной, ведомственной торговли, прямых объектов товаропроводящей сети за рубежом, а также принятием участия предприятиями Департамента по хлебопродуктам в выставках, ярмарках.

Первое развитие фирменной торговли началось на предприятиях хлебопекарной промышленности с 1989 года при хлебозаводах № 1,2 РУПП «Минскхлебпром» типа «Горячий хлеб», и РУПП «Гомельхлебпром».

Затем магазины в хлебопекарной промышленности начали строиться одновременно во всех объединениях, а передача городских магазинов по решению Местных исполкомов на баланс хлебозаводов и развитие настоящей фирменной торговли осуществлялось с РУПП «Гомельхлебпром» сначала это были небольшие специализированные магазины, а затем и гастрономы.

С 1992 года стали открываться магазины и на зерноперерабатывающих предприятиях (первое открытие в 1992 году на Оранчицком хлебоприемном предприятии).

В 1993 году приказом Министерства торговли от 11 февраля №7 было утверждено, а с 1 марта 1993 введено в действие первое «Типовое положение о фирменном магазине».

В 1998 году Приказом Министерства торговли от 27 октября 1998 года № 138 введено новое «Типовое положение о фирменном магазине», которое было разработано во исполнение Указа Президента РБ от 15 сентября 1998 года № 448 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента РБ от 20 марта 1996 года № 113. Развитию торговли уделяется большое внимание, так как фирменная торговля (отраслевая торговля) позволяет расширить возможности предприятий в реализации производимой продукции, ускорять оборачиваемость денежных средств, улучшать обеспечение населения продуктами питания.

В целом отраслевая торговля должна решать несколько задач:
- максимально приблизить выпускаемую продукцию к населению;
- позволить проводить более гибкую политику ценообразования;
- создавать единую цепочку «производитель- продавец- покупатель», исключив из нее лишние звенья на пути продукции к потребителю;
- обеспечить устойчивую обратную связь между покупателем, позволяющую оперативно реагировать на изменения потребительского спроса и контролировать качество продукции на всем пути от производителя к покупателю;
- кроме того, торговля позволяет создать дополнительные рабочие места (в магазинах зерноперерабатывающей системы работает 633 человека, хлебопекарной промышленности 1508 человек) т.е. 2141 человека обеспечены работой.

Покупателей в «фирменные магазины» привлекает это свежесть продуктов питания, широкий ассортимент, качество, низкая торговая надбавка 14,4% сложилась по республике.

В системе Департамента по хлебопродуктам (по состоянию на 1.01.2007г) действует 396 предприятий торговли с торговой площадью свыше 25838 квадратных метров.

Задачи по совершенствованию работы ведомственной (фирменной) торговли Департамента по хлебопродуктам:

1.Расширение сети ведомственной торговли.
Расширение сети ведомственной (фирменной) торговли осуществлять посредством:
- строительства новых объектов торговли;
- аренды торговых помещений, секции в торговой сети Белкоопсоюза, МинТорга.

2.Увеличение ассортимента реализуемой продукции системой ведомственной торговли, производимой предприятиями Департамента по хлебопродуктам:
- обеспечить наличие в продаже полного ассортиментного перечня продукции зерноперерабатывающей промышленности в торговых предприятиях хлебопекарной промышленности, а так же расширить ассортимент продукции хлебопекарной промышленности в торговых предприятиях зерноперерабатывающей;
- наладить взаимопоставки вырабатываемой продукции между областями;
- сократить реализацию импортной продукции, аналогичной продукции, выпускаемой предприятиями ДХП.

3.Внедрение на предприятиях ведомственной и фирменной торговли системы реализации «Электронный магазин», разработанной «Национальным центром информационных ресурсов и технологий» НАН Беларуси в рамках системы «Товаропроводящая сеть АПК».
В данной системе будет представлена следующая информация:
- Точные данные о предприятии;
- Перечень партнёров предприятия (хлебозаводы) с точными данными о них;
- Перечень зарегистрированной в EAN Беларуси продукции;
- Перечень продукции, реально производимой предприятиями;
- Файл точек сбыта продукции;
- Логотип предприятия;
- Перечень товаров, которые предприятие желает выставить на электронной торговой площадке с описанием их характеристик;
- Графическое изображение товаров, выставляемых на электронной торговой площадке.

4.Организация новых форм сотрудничества с торговыми предприятиями Министерства Торговли, Белкоопсоюза, индивидуальными предпринимателями. Как, например, передача в аренду торгового оборудования.

5.Выделение ведомственной торговли в отдельные Юридические лица и улучшение её финансово-экономического состояния.

6. Создание корпоративной внутриведомственной товаропроводящей сети.

7.Создание дистрибьюторской сети по продвижению продукции Департамента по хлебопродуктам с использованием ведомственной торговли.